#O# (kozhekin) wrote,
#O#
kozhekin

Краткий и неполный обзор общественных инициатив в области культуры.

Традиционные средства массовой информации дают нам неполную, а зачастую искаженную картину культурного пространства города. В Москве практически ежедневно проводятся мероприятия, не собирающие от нескольких десятков до нескольких тысяч (1) человек, некоторые из них уникальны в силу свой узкой специализации, а некоторые привлекают все большее количество посетителей своей универсальностью. Один из обнадеживающих  "трендов" – намеренное вовлечение зрителей в процессы организации, превращение их из пассивных потребителей в непосредственных участников событий. Есть надежда, что мы имеем дело не с единичными энтузиастами, генерящих культурные явления, а с нарождающейся системой общественных (в большинстве своем, молодежных) инициатив в области культуры.

Кратко перечислим некоторые из них:

1) Музыкальные и околомузыкальные фестивальные проекты - от самых больших, но при этом социально-ориентированных, до молодых и начинающих. 

За последние пять-семь лет в ответ на унылое однообразие радиоэфира появилось большое количество новых фестивалей "некоммерческой музыки". "Некоммерческой" в кавычках, потому что некоторые фестивальные проекты, начинавшиеся, как общественные инициативы выросли до масштабных коммерческих проектов.

Ярчайший пример многотысячный фестиваль "Усадьба Джаз" агенства Арт-Мания -
Социальная ответственность организаторами осознается в полном объеме, поэтому в рамках коммерческого проекта проходит конкурс молодых исполнителей, приносящий организаторам большие расходы, но ставший важнейшим и системообразующим российским джазовым конкурсом, который не только открывает новые имена, но и работает на престиж российского джаза в мире. 

Фестиваль МузЭнерго -
Проводится инициативной группой, активно сотрудничающей с Усадьбой Джаз и журналом jazz.ru, но тут принцип организации немного другой. МузЭнерго проходит кроме Москвы сразу в нескольких городах, а базируется вообще в подмосковной Дубне. Фестиваль нацелен на подъем "джазовой провинции", открытие новых имен, в рамках фестиваля проходят гастроли уникальных "нераскрученных" зарубежных музыкантов. Коммерческим такой фестиваль не может быть по определению, зато у него большая "грантовая привлекательность".

Фестиваль Этносфера -
Посвящен все более популярной среди молодой аудитории традиционной народной музыкальной культуре в ее современном звучании. Важнейшей задачей фестиваля является съемка концерта для дальнейшего выкладывания видео в интернет, чтобы познакомить с артистами как можно большую аудиторию. Именно после дебютного видео с фестиваля началась активная сольная деятельность виртуоза балалайки Алексея Архиповского, который позже открывал российский финал Евровидения. 

Фестивали Фонда Вереск -
У некоторых общественных инициативных групп проходит сразу много фестивалей в течение года. Вот, например, 
"Культурный Фонд "Вереск" - некоммерческая общественная организация, целенаправленно занимающаяся поддержкой и развитием культуры традиций различных народов, распространением её в широких кругах населения, обеспечением свободного доступа всех желающих и интересующихся к накопленной информации и к участию в культурной жизни страны", так начинается страничка "о нас" на сайте Вереска. За этими словами - целых семь ежегодных фестивалей, десятки концертов, мастер-классов. 

Дрфест
Это фестиваль памяти, ставящий целью популяризацию творчества Александра Литвинова - барда, погибшего одинадцать лет назад и при жизни бывшего практически неизвестным широкой публике. Благодаря общественной инициативе удалось не только отреставрировать и издать аудио-архив автора, но и распространить записи концертов так, что сейчас фан-клубы Саши есть почти во всех крупных городах, а Дрфесты проводятся в десятке городов России и Украины. 

Рожайка -
Путешественник Виталий Сундаков - личность яркая и легендарная, друзей-музыкантов у него очень много. Однажды друзья придумали в подарок Виталию общественный многожанровый музыкальный фестиваль на базе его Славянского Кремля (Подольский район, Московской области). Особенность фестиваля - система народного финансирования, осознанного соучастия в фестивальном оргпроцессе. Неудивительно, что сообщество фестивальных волонтеров организует встречи в Москве и в "межсезонье". 

Простофест -
Обилие новых фестивальных проектов порождает все новые и новые инициативы. И если кажется, что все названия заняты, а ниши кончились, можно провести просто фестиваль. Вот как пишут сами организаторы: "собственно, ПРОСТОФЕСТ – это то, что давно напрашивалось. Фестивалей с каждым годом и часом плодится все больше и больше, и у каждого обязательно должна быть какая-то «фишка» или особенность. А зачастую особенностей и нет никаких. Истории про «внежанровость», «неформатность» и «синтез культур» никого давно не вдохновляют и не волнуют, ведь у всех так. Думается даже, что очень скоро будет сложно найти какой-нибудь форматный и жанровый фестиваль. Поэтому идейные вдохновители нового феста решили, что «фишек» никаких придумывать не стоит, слов умных говорить - тоже. Будет у них просто фестиваль".

2) Фестивали не только музыкальные (и не только фестивали). 

DreamFlash  - культурное явление эпохи интернета. 
Интернет - для всех вышеперечисленных музыкальных фестивалей, является важнейшим средством распространения информации о событии. В случае ДримФлэша - интернет единственное средство. Десять лет назад на западе вместе с поголовной интернатизацией появился новый культурный феномен "флэшмоб". Это организованный по интернету коллективный перфоманс - своеобразная форма современного искусства. В случае ДримФлэша автор идеи просто попросил незнакомых потенциальных единомышленников в определенный день и время пройти по Арбату, пуская мыльные пузыри.
Масштаб акции поразил всех участников. На призыв откликнулись тысячи людей. А на пятый год проведения Арбат не вместил всех желающих. Непонятно как в 2011 году акция пройдет шестой раз - они там просто не поместятся.

ВижуФест -  частично неожиданная популярность предыдущего события объясняется тем, что с развитием информационных технологий каждый владелец фотоаппарата получил возможность оперативно устроить небольшую собственную on-line фото-выставку. В результате на многих ярких массовых культурных мероприятиях фотографы составляют огромный процент участников. В прошлом году инициативная группа придумала концепцию "Двенадцать искусств" - фестиваль визуальных искусств. К сожалению, лесные пожары не позволили воплотить задуманное в полном объеме.

Городецкое Гульбище - фестиваль исторической реконструкции.
Клубы исторической реконструкции появились в стране в начале 90тых. Кроме участия в больших государственных проектах типа реконструкции Бородинского сражения, клубы активно организуют самостоятельные культурные проекты, такие, как фестиваль Городецкое Гульбище. Фестиваль прошел в Подмосковье и собрал около пяти тысяч человек. 

Пустые Холмы - фестиваль свободного творчества. Участие огромного количества зрителей в построении фестивального лэнд-арт пространства - важнейшая составляющая фестиваля. Музыка-театр-кино-лэнд арт, множество культурных событий в межсезонье.

Бегущий Город - соревнования по городскому ориентированию.
"В 2000 году в Санкт-Петербурге были проведены первые в России и в мире соревнования по городскому ориентированию «Бегущий Город». В основе проекта лежало давнишнее желание организаторов "поделиться своим городом". Показать его с неожиданной стороны. Связать воедино те части, что могли казаться разрозненными. Рассказать о малоизвестных или незаслуженно обойденных вниманием живописных уголках.  Так родилась новая познавательно-состязательная форма активного краеведения".
Сейчас Бегущий Город проводится и в Москве.
Массовость этих соревнований наталкивает на мысль, что подчас общественная инициатива, гражданское общество, гораздо оперативнее может организовать работу на благо государства. Тысячи студентов организованно бродят по городу, целенаправленно изучая его историю и культуру - мечта патриота, прям. 

АртЭрия - шесть лет назад каминный зал ЦДРИ находился в плачевном состоянии, когда за дело взялась небольшая инициативная группа, взявшаяся его отремонтировать. Сейчас АртЭрия - живой и очень активный некоммерческий культурный центр в самом центре города, важная составляющая всей культурной деятельности ЦДРИ. Музыканты, художники, театралы, поэты, неожиданные творческие встречи и союзы, регулярные благотворительные мероприятия. 

Обзор можно продолжать бесконечно. От фестиваля независимых книжных издателей БуФест, до поэтических сообществ, от танцевальных кружков, до мастер-классов по рукоделию. Культура в городе чем дальше, тем больше держится не на коммерческих фирмах и не на государственных органах, а на гражданской инициативе. 



Уфф

Приведите собственные примеры в комментах, мне завтра этот текст зачитывать в одном госоргане.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments